ФГОС среднего (полного) общего образования (старшая школа).
Послание Президента 2004 года (время начала разработки ФГОС) определило стратегическую ценностную установку современной России: мы строим открытое гражданское общество. Именно школа должна и может стать основным институтом его построения, поэтому в основу стандарта заложены прежде всего ценности гражданского общества: безопасность, благосостояние, социальная солидарность, а сам стандарт направлен на формирование гражданского общества в России. В этом состоит существенное отличие Из пояснительной записки к проекту ФГОСа среднего (полного) общего образования (на сайте standart.edu.ru): «…Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования. В Стандарте обеспечена преемственность с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Минобрнауки России и проекта стандарта основного общего образования, одобренного Группой мониторинга доработки проекта стандарта при Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам. При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:
В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. Воспитание – важная функция школы, неразрывно связанная с обучением. При этом воспитательная функция школьного образования не может сводиться к содержанию какого-либо отдельного предмета. Урок воспитания или патриотизма – это абсурд. Важно, чтобы принципы отбора содержания образования и формы работы с ним основывались на базовых ценностях гражданского общества, способствовали как личностному развитию ребёнка, так и решению основных задач современного российского общества и государства. Образование – это совокупность обучения и воспитания, и внимание содержанию образования при разработке стандарта уделяется самое пристальное. ФГОС, а именно Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, в структуру которой входят и рабочие программы по предметам, определяет предметные, а также метапредметные результаты – умение учиться, общаться, самостоятельно добывать и продуцировать знания. Именно благодаря этой составляющей в результатах образования удалось существенно разгрузить предметное содержание образования. Особенно остро вопрос содержания образования и его Мы живём в совершенно удивительном обществе, когда профессии, самые востребованные на рынке труда сегодня, в 2000 году просто не существовали. И возможно, сегодня мы просто не догадываемся о тех компетенциях, которые будут необходимы нашим детям в 2015–2020 годах. Идёт столь бурный научный и технологический прорыв, что разработчики прежде всего ставили перед собой задачу развить в старшеклассниках способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям современного мира. Стандарт предлагает сократить число изучаемых предметов в старшей школе до 9–10. На сегодняшний день в старшей 18-20 предметов. Изучение мирового и российского опыта показало, что в сегодняшней школе и учителя, и сами родители считают некоторые предметы необязательными, потому что ученики ориентируются прежде всего на изучение тех предметов, которые им интересны и связаны с поступлением в высшие учебные заведения. Разработчики ФГОСа выделили шесть предметных групп. Первая группа, согласно опубликованному проекту, включает русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык и литература, родной язык, родная литература). Сейчас дискуссия разворачивается вокруг предмета «русская словесность». Одно из предложений объединить в один курс русский язык и литературу и дать возможность изучать русскую словесность на любом из трёх уровней: интегрированном, базовом, профильном. Заметим сразу, что уровень определяет количество часов, отводимых на изучение предмета. Вторая группа – иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык). Третья – общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право). Четвёртая – математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала анализа, геометрия, информатика). Пятая – естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология). Шестая – искусство или предмет по выбору. Уже упоминалось, что предметы могут изучаться на интегрированном, базовом либо профильном уровне. Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. Предметы, изучаемые на интегрированном уровне (русская словесность, обществознание, математика и информатика, естествознание), дают общекультурную и общеобразовательную подготовку, а базовые и профильные предметы обеспечивают более фундаментальное изучение основ наук, которое даст возможность успешного профессионального обучения и успешной социализации в профессиональной сфере. Согласно принятому стандарту старшей школы, из первой группы ученик имеет право выбора государственного языка (русского языка и литературы на базовом или профильном уровне, либо русской словесности на интегрированном уровне). Плюс к этому можно выбрать родной язык и литературу. Это важная составляющая образования в поликультурной, поликонфессиональной, полиэтнической стране. Вторая группа – это иностранный язык, где ребёнок может выбрать для изучения 1 или 2 иностранных языка. В старшей школе появляется возможность изучения второго иностранного языка на базовом или профильном уровне. Если старшеклассник выбирает общественные науки как профилирующие, он имеет возможность выбрать из предметов группы «Общественные науки» 2 или 3 предмета на базовом или профильном уровне. Если этот профиль для ученика не основной, он имеет возможность изучать интегрированный курс обществознания, который даёт знания в соответствии с фундаментальным ядром общего образования. Группа математических предметов. Если ребёнок математического склада ума, он может изучать математику – алгебру и начала анализа, геометрию (в рамках одного курса) и информатику – на базовом или профильном уровне. Если ученик гуманитарий и собирается поступать, условно, на филологический факультет, то он может изучать интегрированный курс математики и информатики, который обеспечит его базовыми знаниями по основам математической науки. Естественнонаучный профиль подразумевает выбор предметов из группы «Естественные науки» для будущих врачей, биологов, химиков и т.п. на базовом и профильном уровне, а для гуманитариев – выбор предмета естествознание на интегрированном уровне. Откуда берётся возможность выбрать 2 или даже 3 предмета из одной предметной группы? Во-первых, за счёт предмета по выбору из шестой предметной группы, а во-вторых, ученик имеет право выбрать и 7ой предмет из любой предметной группы. Например, для будущего медика можно предложить следующий выбор: Таким образом, каждая из шести предметных групп будет представлена в индивидуальном плане учащегося обязательно, но глубина изучения будет зависеть от того, какая специализация выбрана. Результаты социологических исследований показывают, что подавляющее Что касается изменения профиля, такая возможность существует: предпочтительно, в течение первого полугодия 10 класса, далее, по решению педсовета Три курса в старшей школе являются общими для всех и изучаются, согласно ФГОСу, не по выбору, а обязательно каждым учеником: «Россия в мире», «ОБЖ» и «физкультура». Необходимость обязательного укрепления физического здоровья подростков, понимания ими принципов и привития навыков здорового образа жизни, знание правил и владение навыками поведения в критических ситуациях – социальных, техногенных, природных едва ли вызовут вопросы или несогласие у думающих взрослых. Именно поэтому физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности предлагаются разработчиками стандартов как обязательные для всех старшеклассников. Курс «Россия в мире», это интегрированный курс истории, экономики, политологии, географии, литературы, искусства, в котором рассматриваются роли и место России в мире на протяжении всей её истории. Вопросы исторического сознания, формирования российской гражданской идентичности молодёжи относятся к трудным для понимания и тем более для изучения проблемам современного общества. Необходимость осмысления этих проблем в широком гуманитарном контексте, их в высшей степени актуальность для Российского государства, для российской школы определяют целеполагание разработчиков стандартов при создании этого курса. Главная задача курса – научить использовать широкий спектр общественнозначимой информации для критической оценки прошлого и настоящего, делать выводы, необходимые для выбора и обоснованного принятия гражданских решений.
Впервые мы согласовываем стандарт старшей школы с высшей школой. Старшая школа будет обеспечивать плавный переход к профессиональному образованию. В беседе с Союзом ректоров Дальневосточного округа после двух часов дискуссии выяснилось, что в отношении первокурсников существует проблема избыточного знания и отсутствия компетенций, необходимых современному студенту. Итак, старшеклассник должен выбрать 6 или 7 обязательных предметов, минимум по одному из каждой предметной группы. Этот выбор обеспечит не только профилизацию, но и общеобразовательную и общекультурную подготовку выпускников. Кроме того ученик должен заниматься по трём обязательным для всех дисциплинам. Такая структура учебного плана позволяет максимально учесть запрос самого ученика и его семьи, выстроить и реализовать индивидуальную траекторию обучения. Проект стандарта для старшей школы представлен на сайте standart.edu.ru
Нормативные документы: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ среднего (полного) общего образования; Приказ_изменения ФГОС_НОО_ООО_СОО_2017
Просмотров: 8376
|
![]() ![]()
|