Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияНормативно-правовая база Документы Информационно-методическое сопровождение Методические разработки ГБОУ ДПО «КБРЦНПР»
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с гл. 7, ст. 64. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Дошкольное образование впервые рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а самостоятельный важный период в жизни ребёнка, официально признанный полноценный уровень непрерывного общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года (приложение 1). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт, ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы). Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Стандарт используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации. В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база, призывающая ценить, а не оценивать ребенка. Современная педагогика развития отныне строится на более разносторонней, игровой деятельности, приветствующей максимальное применение инновационных и активных методов педагогического взаимодействия. Стержнем новой идеологии выступает более индивидуализированный подход, нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. На сегодняшний день ФГОС дошкольного образования включает в себя 5 образовательных областей, названных линиями развития ребёнка: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Стандарт направлен на достижение следующих целей: - повышение социального статуса дошкольного образования; - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; - обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения; - сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Переход от одностороннего влияния «педагог-ребёнок» в дошкольной образовательной организации (ДОО) к более многогранному взаимодействию в формате «ребенок-взрослые-сверстники» предполагает формирование качественно новой методической основы в дошкольном образовании. Признание данной точки зрения на образование в дошкольном детстве как единственно верной на уровне государственного стандарта, повлечёт значительные изменения в деятельности ДОО. Спецификой Стандарта является смещение приоритетного внимания с требований к результатам на требования к условиям. Стандарт представляет собой определенный вызов для педагога дошкольного образования: вызов его профессионализму. Предоставление свободы при формировании образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, равно как усовершенствованные способы взаимодействия педагога с детьми, предусматривают необходимый, достаточный образовательный и квалификационный уровень педагога ДОО. Согласно гл. 2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Новые образовательные программы для ДОО нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, на основе особых видов деятельности, присущих дошкольникам. Содержание обязательной части определяет примерная программа, которая должна быть реализована в любой организации дошкольного образования, имеющей государственную аккредитацию. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки на основе Стандарта, с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования, и размещаются на сайте Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.firo.ru/?page_id=11684). В контексте Стандарта перед педагогами стоит задача избежать упрощения образовательной деятельности, при этом обеспечить решение важнейшей задачи ФГОС – разгрузку дошкольника. Поставленная цель должна быть достигнута не за счет примитивизации содержательной стороны образовательного процесса, а за счет совершенствования формы дошкольного образования. Новая волна в реформировании дошкольного образования должна коснуться: переоценки системы жизнедеятельности дошкольной организации, развития более объемного, инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса, норм образовательной деятельности. Таким образом, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования станет достойным ответом как на родительский запрос, так и на потребность государства и общества в здоровом и успешном поколении граждан и жителей Российской Федерации. Просмотров: 2690
|
![]() ![]()
|